Вот опять наступило это заветное время, когда аромат хвойных базаров перебивает все запахи нашего промышленного города, когда магазины больше похожи на сказочные терема с огнями гирлянд и блеском мишуры, когда добрый Дедушка Мороз вот-вот постучит в дверь, и когда наконец-то в витринах появятся огромные надписи "Новогодняя РАСПРОДАЖА!!!"
Сначала было слово, и слово это было "уцененка". Товар битый, с "брачком" или третьего сорта продавался на советских витринах по сниженной стоимости. Делалось это не из любви к потребителю, а только по необходимости. Соответственно и отношение к такому товару, да и к слову "уценка" было соответствующее. Еще был базар, и сокровенная фраза: прошу пятьдесят, но отдам за сорок. Или: если будете брать обе, двадцатку уступлю.
Впрочем, нет. Все началось горазда раньше. Потому что снижение цены существует столько, сколько существует торговля. Ещё в Ветхом Завете есть указание еврейскому народу уменьшать цены на продукты перед каждым юбилейным (пятидесятым) годом. Умение торговаться присуще многим народам, особенно людям востока. Во всем мире на базарах считается прямо-таки дурным тоном безвольно соглашаться с ценой продавца. А что такое "торговаться", как не выпрашивание индивидуальной скидки?
Рождение, жизнь, распродажа… или Откуда берутся скидки
1. На складе появляется новый товар. Его закупают и продают в канун "сезона" с 15 – 30% наценкой. В результате, около четверти товара уходит по завышенной цене к более состоятельным покупателям, которые всегда первыми приобретают новую модель телефона или летнего костюма. 2. Затем весь сезон товар идет по обычной цене – и около половины всей партии приобретает обычный покупатель. 3. Если в конце сезона (или к моменту поступления на рынок новой модели) в магазине еще остается некоторое количество этого товара, от него стараются избавиться как можно быстрее. В принципе, этот остаток магазин вообще мог бы раздать даром и не остаться в убытке, но чтобы не вызывать нездоровой паники, его продают по символической цене во время распродажи. Из-за того, что частенько такие вещи не «первой свежести» или вышедшие из моды, на западе родилась шутка: "Ты что, на распродаже это купил?"
Это не правда, что… - Стоящие вещи уходят в первую очередь. Потому что в первую очередь уходят те вещи, которые понравились большинству, но ведь мы – не большинство, а большие оригиналы.
- Если подождать, то на любую вещь будет сделана скидка. Потому что есть супер-вещи, которым не страшны время, мода и сезон.
- Все будут показывать на вас пальцем, если вы наденете вещь прошлого сезона. Потому что на самом деле тех, кто может отличить вещь нового сезона от прошлогодней, единицы.
Откуда все пошло или Там, в Европе На январь – первый месяц наступившего года в Европе приходиться пора "сольдов" — массовых распродаж. По статистике, семь жителей Западной Европы из десяти обязательно покупают что-нибудь существенное из одежды, мебели, электробытовых приборов именно в этом месяце. В Бельгии, к примеру, традиция распродаж закреплена в королевском законе от 1993 года и предусматривает два периода "сольдов": зимой — с 3 по 31 января и летом — с 1 по 31 июля. Бельгийцы — народ экономный и поэтому к наступлению поры скидок готовятся заранее, тщательно продумывая список предстоящих покупок и подкапливая деньжат. Люди спешат в знакомые торговые центры, где на прилавках есть все — от сотни сортов сыра до десятка видов спутниковых антенн. Одни приходят к прилавкам в первые дни и даже часы распродаж, когда скидки не столь велики, зато магазины предлагают широкий ассортимент товаров по сниженным ценам. Другие выжидают максимального падения цен. Если вы поедете на такую распродажу на машине, то следует приготовиться к отсутствию места для парковки, – стоянки забиты до отказа. Интересно, что отовариваться во время распродаж предпочитают не только малообеспеченные, но и зажиточные люди. А вот в Германии после вступления в силу в январе 2004 года новых правил торговли проведение сезонных распродаж перестает быть законным. Скидки, разумеется, предоставлять можно, но привычные, классические распродажи, впервые появившиеся в 1911 году и регулярно вовлекавшие миллионы людей в погоню за уцененными вещами, отменены. Те, кто жил в Германии в конце восьмидесятых, помнят два главных дня в году – последний понедельник января и последний понедельник июля. Они были для больших универмагов совершенно особыми днями. Ровно в восемь утра в магазины буквально врывались толпы покупателей, чтобы захватить заранее облюбованные вещи, которые еще несколько дней назад были в два-три раза дороже. Нередко можно было увидеть настоящие драки, и это при немецкой-то сдержанности!
Скидки по-русски или Особенности национальной распродажи Было когда-то в России (то есть в СССР) время, когда делать скидки было просто глупо, да и не на что. Какие тут скидки, если в стране всепоглощающий дефицит, и все, что появляется на прилавках, разбирается моментально. Поэтому долгое время отечественная торговля была в стороне от «распродажной» традиции. Потом капитализм в стране стал набирать обороты и слово "скидка" все чаще стала появляться в витринах магазинов. Сначала народ отнесся к этому с недоверием: обман, небось, барахло впаривают. Были и такие граждане, которые покупать вещи со скидкой просто стеснялись... Но ко всему привыкаешь. Сейчас вывеску "Распродажа" или "Sale" можно встретить в самых разных торговых точках и в самом разном исполнении: в нарядной витрине дорогого магазина и в обычной палатке на рынке. Несмотря на то, что система скидок пришла к нам с Запада, она уже растворилась в национальных особенностях торговли. Например, у нас распродажи начинаются перед праздниками, а не после них, как на Западе. Там рассуждают так: мол, до Рождества люди сами придут в магазины и купят товар по предложенной цене – всем нужны подарки. А после праздников, когда спрос уже насыщен, а товаров на полках осталось еще много, устраиваются распродажи. У нас же лозунг "предновогодние скидки" почему-то никому не режет ухо. Ну, щедрый у нас предприниматель, и все тут! Да и заканчивается новогодний разгул скидок у нас тоже позже, чем у европейцев, – новогодняя скидка плавно перетекает в рождественскую, а там и до 14, 23 февраля и 8 Марта рукой подать. Вот уж действительно, умом Россию…
А вы знаете, что русские стесняются спрашивать скидку, даже если могут на нее рассчитывать. Иногда люди даже не предъявляют дисконтных карт. Зато без скидки никогда не уходят итальянцы и корейцы. Поляки же более сдержаны, но спрашивают скидку на всякий случай – а вдруг дадут.
Виды распродаж или Чтобы успеть вовремя! - Сезонная распродажи. Во-первых, они проводятся в конце сезона. Например, в конце зимы, когда каждый, кто желал, уже купил пуховик или шубу. На улице теплеет, и надобность в теплых вещах отпадает, спрос падает – вещи дешевеют. Во-вторых, они проводятся в "мертвое" время, например, летние месяцы, когда покупательская способность падает (все уезжают в отпуска или на них копят), а расходы у магазинов не меняются. Такие распродажи проводятся, что бы хоть как-то расшевелить клиентов, и увеличить количество посетителей.
- Остаточная распродажа. Проводиться из-за необходимости освободить склад, потому что едет новая коллекция.
- Брендовая распродажа. В тех товарах, где доля бренда в стоимости товара большая, размер скидок бывает просто заоблачным – 70 – 80 %. Это потому, что сама ткань и сама работа по созданию одежды составляет примерно 10 % от реальной стоимости. Все остальное – это плата за бренд.
- Ликвидационная распродажа. В том случае, если магазин закрывается (ликвидируется вообще или переезжает на другое место), то он должен избавиться от товара. В этом случае размер скидок иногда достигает 90%.
- Праздничная распродажа. Самая любимая. Во-первых, на некоторые виды товара в праздничные дни спрос возрастает. Потому, что приобретают эти товары в качестве подарков (небольшие электроприборы, одежда, книги и т.д.) или они что называется "в тему" (перед Новым Годом увеличиваются продажи алкоголя и кондитерских наборов, перед Пасхой – кулинарии, молочных продуктов). Магазины, торгующие такими товарами, начинают конкурировать между собой за покупательскую активность и завлекают к себе скидками. Во-вторых, фирма делает скидку на те товары, которые не могут использоваться в качестве подарка и покупку которых люди откладывают из-за праздничных расходов (мебель, бытовая техника и прочее).
"Stock" (это словечко должно быть в активном словарном багаже любого модника) – особый вид магазинов, который торгует так называемыми "стоками": нераспроданными остатками коллекций прошлых сезонов и единичными экземплярами, возвращенными торгующими организациями. В России первые центры распродаж появились в Москве. Специализируются они в основном на остатках импортных коллекций.
Подводные камни распродажи или Что скрывается за рекламными лозунгами "Только три дня!" – Как заставить покупателя брать товар быстрее, не раздумывая? Объявляем кратковременные скидки или заявляем, что осталось очень мало продукта – дело сделано! "Новое поступление!" – На вещи уходящего сезона делается скидка, если их не покупают, то скидку увеличивают, но цена снижается не больше двух раз. А если этот товар все равно никто не покупает, даже с серьезной скидкой, вещи убираются с прилавка и где-то год выдерживаются на складе. Потом их опять выставляют – налетайте, господа! "Цены снижены до 70%" - Клюнувший на эти обещания покупатель заходит в магазин, берет вещь и обнаруживает, что ее стоимость снижена всего на 10%. Клиент, понятное дело, начинает возмущаться: "Обман! Как же так!" Ему спокойно объясняют, что 10% – это и есть "до 70-ти". "Скидки 10%" – Цену на товар сначала (примерно за месяц до распродажи) повышают, а когда магазин и объявляет о скидках, снижают ее до первоначальной. То есть фирма привлекает дополнительных покупателей и при этом не уступает им ни копейки. За границей такой фирме грозит солидный штраф. "Товар, купленный на распродаже, обмену и возврату не подлежит" – На самом же деле Закон "О защите прав потребителей" напрямую не содержит подобной нормы. Поэтому запоминаем: существует разница между распродажами и реализацией уцененного товара. Если основанием для уценки стал брак, потребитель не может предъявлять претензии к качеству изделия (однако только в том случае, если о недостатке потребителю сообщили). Если же вещь приобретена на сезонной распродаже, на нее распространяются те же гарантии, что и на любую другую покупку. Если же обнаружилось, что купленный на распродаже товар – с брачком, о котором продавец вам не сообщил, – смело требуйте замены вещи или возврата денег: закон на вашей стороне.
Здравствуйте, доктор! или "Синдром распродажи" Да, как это ни прискорбно, у некоторых граждан любовь к распродажам приобретает клинические формы и носит страшное название "синдром распродажи" (СР). Суть его в том, что люди клюют на контраст между старой и новой ценой, да и на сами слова "скидка", "распродажа". В результате покупатели практически бессознательно отдают деньги. СР или иначе "потребительская лихорадка" – это одна из главных угроз, нависших над планетой, считают эксперты. Замечено, что покупатель, делая выбор на распродаже, одурманенный большими скидками, находиться в ненормально возбужденном состоянии. Об этом говорят и физические показатели: зрачки расширены, пульс учащен, на щеках появляется лихорадочный румянец.
Хотите убедиться, что СР вам не грозит? Пройдите мини-тест. Вот пять утверждений. - Я люблю ходить на распродажи и знаю сроки их проведения в магазинах города. - Иногда после распродажи я только дома обнаруживаю, что купленные вещи либо совсем не те, либо их не с чем носить (или некуда ставить). - Успешный человек – это богатый человек. - После покупки товара со скидкой у меня возникают подобные мысли: "Вот какой я молодец! Купил товар дешевле, чем он стоит! А, значит, остался с прибылью!". - Видя, как люди что-то покупают, я не могу удержаться, и тоже что-нибудь куплю.
Если вы согласны хотя бы с двумя утверждениями, то начальную стадию СР вы уже заработали. И это не удивительно, ведь по данным недавних исследований, россияне к процессу шоппинга подходят довольно безответственно. Большинство покупок они делают спонтанно, под влиянием внезапно возникшего желания или прижавшей необходимости. Жители нашей страны как выяснилось, легковерные и эмоциональные покупатели, которых маркетологи и рекламисты легко вводят в состояние легкого ажиотажа. Основными посетителями распродаж являются, конечно же, женщины. Потому что мы эмоциональнее, впечатлительнее, доверчивее. По какой-то причине от слова "распродажа" практически у любой женщины что-то екает внутри, загораются глаза и начинают "чесаться руки". А с учетом того, что в большинстве семей финансовыми директорами являются дамы… Жертвами ловких маркетинговых ходов в нашей стране зачастую становятся и люди старшего возраста, которые жили в эпоху тотального дефицита. Которые и по сей день сначала обойдут (или объедут, благо, проезд бесплатный) полгорода, сравнят цены и только потом купят там, где дешевле. Поэтому и на распродажах их логика проста: "Раз отдают дешевле – надо брать".
Соблюдая простые правила посещения распродаж, вы обезопасите себя от ненужных покупок: - всегда интересуйтесь, к какому виду данная распродажа относится, то есть "с чего бы это эту вещь уценили"; - приобретайте только то, что вам точно необходимо (прежде чем бежать к кассе, спросите себя: а действительно ли это мне нужно, и купил бы я это, если бы не скидка); - составляйте список того, что вы планируете купить до похода по магазинам, и строго его придерживайтесь; - берите с собой только ту сумму, которую изначально планировалось потратить; - покупайте лучше классику и базовые вещи, которые не слишком меняются от сезона к сезону (черные брюки, джинсы, черные майки, однотонные вещи); - ходите на распродаже вместе с более здравомыслящим человеком, который сможет вовремя дать совет.
|